НЕКТО 2017 «Многоголосица мироощущений»

2
2680

AXIART.INFO / Столетний юбилей революции Третьяковская галерея отмечает без привычных для старшего поколения ленинских портретов и пафосных картин о исторических судьбах страны. Нет и злобного высмеивания событий. Избегая парадности, кураторы сумели сдалать так, что выставку «Некто 2017» уже сейчас назвали главным вернисажем года в России. В здании на Крымском валу собраны свидетельства реальных настроений интеллигенции и отношения к народу в 1917 году. Зрители сделают немало открытий.

НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
Автопортрет Р. Фалька -- портрет творца 1917 года, с тревогой и надеждой встретивший мятежную эпоху
Название «Некто 2017» — из вычислений времени падения государств Велимира Хлебникова, опубликованных в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу». Экспонаты -- из 18 российских и 4 зарубежных музеев (в том числе даже Тель-Авивский музей искусств), 12 частных собраний. Среди участников и Русский музей, и Центр Жоржа Помпиду, и Тейт Модерн. Многое привезли из провинциальных музеев.

Выставку готовили три года. Почему для такого знакового мероприятия выбрали именно эти работы, спросит зритель. Почти все из 147 экспонатов -- написаны в 1917 году. Часть — уже знакомые образы, полет над городом влюбленных Шагала, монументальные бабы Серебряковой, супрематизм Малевича и шагающий через дома со знаменем пролетариат Кустодиева.

НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
Илья Репин. «Большевики». Обычно добродушный и демократичный художник увидел в надвигающихся событиях 1917 года тот самый бунт черни — кровавый и беспощадный
Но есть и малознакомые широкой публике полотна, например, два портрета Керенского — кисти И.Репина и И. Бродского (того самого художника, который потом рисовал Ленина). Рядом с Керенским еще одна работа Ильи Репина «Большевики», в которой отражается его отношение к событиям — не одобрял мэтр Академии искусства нагрянувшую революцию, не одобрял.

Далее полотна тех, кто видел в перевороте новые возможности — А.Лентулова, А. Родченко. Радостные ожидания, страх, интерес, отстранение, попытки найти новые пути и стремление сохранить традиции - эти разные настроения старались передать организаторы выставки.

НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
Эту картину Б. Григорьева эксперты трактуют и символически — Россия в руках бунтовщиков, и просто как городскую сценку
«Она о мироощущение художников в 17-м году. Самых различных художников, представлявших точки зрения этические, политические, философские, эстетические. Это такая многоголосица, которая одновременно обрушивается на вас», — объясняет генеральный директор музея Зельфира Трегулова

В экспозиции несколько разделов: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Лица эпохи», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира». Слева — крыло «Шагал и еврейский вопрос», справа — патриархальный мир с дамами в парадных платьях, православные священники, крестные ходы и елки в русском лесу.

Некоторые картины рассказывают о переосмыслении событий за прошедшее столетие. Например, автор светлых импрессионистских пейзажей К.Юон представлен на выставке довольно неожиданно — мистическим символизмом «Новой планеты». И если раньше эту работу трактовали как выражение восторга от новой зари коммунизма, то теперь критики отметили катастрофические ноты, агрессивные оттенки и изломанные фигуры.

НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
К. Коровин и сегодня порадовал бы галеристов своими салонными натюрмортами
Как отметила, куратор выставки Ирина Воронович, часть художников была погружена в свое творчество, отстраняясь от исторического переворота. Например, Коровин писал солнечные пейзажи до 1917 года и после, словно не было голода и разрухи. «Мир-искуссники» изображали антураж аристократического изящества. Графиня К.Сомова погружена в будуаре в любовный роман. Н.Рерих рисовал Шамбалу в тумане. Н.Калмаков перевадал тягу богемы к сладостному тлену декаданса (фото внизу).

___________

НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
Возможно К. Бенуа просто не хотел признать -- но и его тревожили грозные события 1917 года
«Прочь от этой реальности! — писал в дневнике Александр Бенуа. — Я так втянулся в свое творчество, что все внешние события, даже „личная угроза“ меня не трогают». И хотя его работ, как и другие представленные на вы ставке, были созданы преимущественно в 1917 году, художник пытался изгнать из своих полотен печати времени, словно они были созданы на полстолетия ранее.

Другие художники в своих картинах живописали остроту момента в реальной жизни, искали оригинальные решения.

НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
Этот портрет поэта-футуриста ВВ. Каменского работы Давида Бурлюка помещен в академическом крыле выставки
Наряду с традиционной живописью представлен авангард. Большой раздел «Утопия нового мира» посвящен беспредметной живописи — в 1917-м было образовано общество «Супремус». Любопытно, что на выставке оказался не особо умело, но старательно выписанный в академической манере портрет поэта-футуриста ВВ. Каменского работы Давида Бурлюка, более известного как поэта и одного из основоположников русского футуризма.

М. Нестеров и К. Петров-Водкин создавали идеалистический образ народ-богоносца, одухотворенного труженика. Б.Григорьев искажал лица и в то же время старался передать реалистическую суть людей — со всеми грехами и несовершенством (фото наверху).

Плакаты для кинематографа, пропаганды и рекламы, выполненные в разных графических стилях — еще одна находка кураторов для того, чтобы передать дух времени.

НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
Плагиат или продолжение традиций -- организаторы предоставляют зрителю самому ответить на этот вопрос, размещая плакаты рядом
Отобраны лучшие, знаковые произведения, который демонстрируют репрезентативный «срез» времени, показывают, как разнообразно реагировали на происходящее наиболее значительные представители эпохи, — такова позиция кураторов. — Многоголосье — одна из характерных черт времени. Многообразие творческих проявлений, яркость и неоднозначность художественных высказываний свидетельствуют о редкой ситуации, когда искусство не испытывало давления как со стороны государства, так и рынка, находившихся в состоянии нестабильности и распада. Старый «заказ» уже исчерпал себя, а новый еще не был сформулирован. В сложившихся условиях искусство осознало себя не формой «отражения действительности», не продуктом идеологии, а творческой силой, лабораторией идей и социальных проектов, большинство которых остались памятниками несбывшихся надежд и мечтаний. Документальный раздел дополняет эту сложную картину времени. Реальность показана такой, какой представала перед глазами художников: еще не подвергнутой анализу и изучению, противоречивой, неясной. Война, демонстрации, сменяющиеся политические лидеры, неустроенный быт, очереди за хлебом, страдания, ненависть и вражда — этот фон возникает на фотографиях, отражается в подлинных свидетельствах. Экспонаты передают атмосферу неотвратимости грядущих драматических событий. Кураторы выставки намеренно избегают оценочных комментариев представленного материала, предлагая делать выводы самостоятельно.
НЕКТО 2017 "Многоголосица мироощущений"
Работа Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион» напоминает, что в 1917 году как никогда до этого были популярны опиаты и сексуальные оргии

К выставке издан альбом-каталог, в который вошли статьи кураторов выставки и крупных исследователей искусства и культуры эпохи.

На этот раз издатели пошли на эксперимент, выпустив четыре разных обложки для одного каталога. Четыре картины представят основные художественные направления искусства того времени, чтобы позволить экспертам галереи посмотреть, какое оформление больше привлечет посетителей.

Специально к проекту подготовлен цикл лекций и видеоролик, для передачи в коротком формате концепцию выставки «Некто 1917».

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Налицо низкий профессиональный уровень музейных сотрудников, кураторов и устроителей выставки: последний проект Некто 2017 просто не тянет ни на какой уровень. Растянутая, запутанная и пустая развеска, непонятная концепция не подтверждённая выставочным рядом. Кураторы с высоты концепции как бы свысока смотрят на зрителя не пытаясь ему ничего донести. Декор и оформление залов ни идёт ни в чём в сравнение. Если в начале экспозиции ещё прослеживается какая то претензия на концептуальный взгляд, то далее зрители растерявшись в бесконечных и не связанных выгородках поднявшись на антресольный этаж вовсе оказываются в тупике с наглухо закрытой белой решёткой и обшарпанными стенами. Это что тоже входит в замысел? К тому же даже в основной части экспозиции картины развешаны просто как попало: картина художника Лентулова «Страстной монастырь» висит на уровне колен, а картина «Мир торжество освобождение «того же автора, дата которой вообще расходится с годом создания, вовсе болтается одна на огромной стене, как буд-то непонятно к чему относящаяся. Вдобавок наибеднейший выставочный материал вообще для такой выставки. Угнетает безликий белый цвет стен в сочетании с зелёным. Разве это 1017?! Из всего этого складывается впечатление, что делом занимаются люди абсолютно непрофессиональные и, конечно, занимающее не своё место в лучшем музее страны.
    Надеюсь на кардинальное изменение политики руководства музея к своим согражданам, зрителям, ценителям искусства Великой России храмом которого является главный музей Москвы — Третьяковская галерея!

  2. Мнение интересное, но спорное. Точно также выставка интересная, но ее можно было бы улучшить. Как и любую выставку. На счет Лентулова — его картины вывешены на главном месте другой выставки в старом здании Третьяковки — там они уместны в центре, выставка о Москве. На выставке Некто 2017 его радостные полотна не могут также занимать центральное место — настроение другое.
    На счет года создания — стоит им написать

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here