Любимый и незнакомый Пименов

0
12586

Картину «Новая Москва» (фото наверху) знают даже те, кто не особо глубоко изучает отечественное искусство. Она привлекает внимание атмосферой надежды и свежести. Но у этого автора есть и другие полотна. Третьяковская галерея открывала выставку одного из крупнейших художников XX века — Юрия Ивановича Пименова (1903−1977), представляя его творчество полно и разносторонне.

Счастливчик среди художников-современников, Пименов испытывал творческие муки. В экспозиции 170 экспонатов из 22Любимый и незнакомый Пименов музейных и частных коллекций России, Беларуси, Латвии. Кроме 85 живописных работ и 73 листа графики, воспроизведений несохранившихся работ и мультимедийная инсталляция на большом экране панно «Физкультурный парад» (1939, Государственный Русский музей), созданное для международной выставки в Нью-Йорке 1939 года.

Любимый и незнакомый ПименовПосле создания «Новая Москва» в 1937 году Юрий Пименов написал картину-спутник «Прифронтовая дорога» в 1944 году, также представленной на этой выставке. Кроме этой пары есть еще она картину «в тему». Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». И снова девушка за рулем открытой машины «проехала» по дорогам Москвы, но уже на фоне строительных конструкций. Но на этот раз художнику не удалось передать светлую нежную гамму первой картины, поэтому особого успеха она не имела.

Любимый и незнакомый ПименовВ качестве модели для картины «Новая Москва» Пименов выбрал свою жену Наталью Константиновну Бернадскую, которую горячо любил и часто рисовал. Он вспоминал первое впечатление при встрече — настоящая муза, утонченная и яркая, стройная длинноногая девушка с каштановыми прядями, но для «Новой Москвы» ей пришлось перевоплотиться с блондинку с модной тогда короткой стрижкой. Портрет жены художника также представлен на выставке. Можно увидеть лицо той девушки, которую большинство посетителей музея видели только с затылка.

Любимой темой Пименова был театр. Больше 50 лет он посвятил созданию декораций, эскизов занавесов и костюмов. Последний раздел выставки «Таинственный мир зрелищ. 1920−1970-е», названный в честь одноименной книги Пименова о его работе в театре, демонстрирует талант художника в сфере театра и кино. На выставке представлено неожиданное по стилистике большой полотно, посвященное Галине Улановой.

Юрий Пименов пробовал и стиль Сезанна, которым переболели многие художники, в том числе Фальк. И стиль Дейнеки, с которым был дружен (на фото Пименов второй слева, Дейнека первый справа). Любимый и незнакомый ПименовВыпускник ВХУТЕМАСа, член-учредитель Общества станковистов, академик и лауреат государственных премий, создатель выразительных образов советского искусства, Юрий Пименов ярко проявлял себя в живописи, рисунке, книжной иллюстрации, создавал произведения театрально-декорационного искусства, литературные эссе.

Выставка Юрия Пименова в Третьяковской галерее состоит из нескольких разделов. «Новый реализм. 1920-е» представляет ранний, «остовский» период в искусстве Пименова, который отмечен увлечением экспрессионизмом, созданием острых и динамичных образов. Центральная картина этого раздела, «Даешь тяжелую индустрию» (1927, Государственная Третьяковская галерея), является одной из ключевых в постоянной экспозиции Новой Третьяковки. Некоторые полотна были уничтожены художником. Галерея смогла восстановить на металлических листах облик этих произведений, благодаря тому что в 1920-х годах фотографии и репродукции работ Пименова неоднократно публиковались в каталогах выставок и в журналах по искусству.

«Драма Пименова заключалась не только в кардинальном переосмыслении собственного раннего творчества, отказе от пластических и образных находок, но и в желании стереть их из своей биографии, из истории искусства» — отмечают сотрудники галереи, и подчеркивают, что интерес музея к этому художнику начал формироваться еще в 1920-х.

Например, знаменитая картина «Даешь тяжелую индустрию!» (1927) была приобретена в 1929-м после экспонирования на XVI Биеннале в Венеции в 1928 году. Совсем недавно коллекцию, в особенности раздел, представляющий период 1960-х, значительно пополнил ряд поступлений из Международной конфедерации союзов художников. Сегодня в музее насчитывается 139 живописных и графических работ Юрия Пименова.

Искусство Пименова 1930-х годов, следующее творческому принципу «прекрасного мгновения», представлено в разделе «Импрессионизм. 1930-е». В этот период он он начинает разрабатывать одну из своих главных тем — «писать жизнь… любимой Москвы… в вечном росте, в движении».

В историю отечественного искусства Пименов вошел как один из создателей поэтики оттепели. Его живописные серии «Вещи каждого дня», «Новые кварталы», «Рассказы о простой Европе» отобразили панораму современности. Мимолетные частные ситуации стали отражением событий московской жизни 1950−1960-х годов. В экспозиции представлены картины «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье» (1962, 1965 обе — Государственная Третьяковская галерея), тонко передающие атмосферу, настроение времени оттепели.

Проект включает в себя обширную культурно-просветительскую программу, состоящую из лекций, дискуссий и литературно-театральных чтений. Также к открытию выставочного проекта приурочены детские творческие лаборатории, мастер-классы и спектакль. Специально к выставке подготовлено фундаментальное иллюстрированное издание, дизайнером которого выступил один из ведущих художников книги Евгений Корнеев. В издание вошли статьи, освещающие разные виды деятельности Юрия Пименова, его восприятие тех процессов, которые происходили в художественной жизни страны, и подробная летопись жизни и творчества мастера.

Кураторы: Елена Воронович, Наталья Чернышева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here