AXIART.INFO / Художницу Зинаиду Серебрякову обошли сталинские репрессии, но из-за отъезда в Париж значительная часть ее наследия была скрыта от глаз российской аудитории. Выставка в Третьяковской галерее дает полное представление об этой художнице. Для экспозиции собрано более 200 живописных работ и рисунков, в том числе, из французского Фонда Зинаиды Серебряковой, различных музеев, семейного собрания и 20 частных коллекций Москвы.Ретроспективу работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее считают важнейшим проектом сезона, наиболее полный за прошедшие 30 лет монографический показ её произведений. Это одна из первых и самых любимых публикой в России профессиональных -художников. Но рядовой зритель чаще всего вспоминает пару ее растиражированных картин — автопортрет у зеркала и группу детей. Новая экспозиция удивит даже экспертов, поскольку представляет работы разных периодов на двух этажах Инженерного корпуса. Такой Серебряковой — и среднерусской, и марокканской, — мы еще не видели.
Многочисленные автопортреты рассказывают о ее характере и судьбе. Интересно сравнивать ее девичьи эскизы, портрет во время беременности (никогда ранее не выставляемый и хранящийся в семейном архиве), зрелые работы в разных нарядах и масках. В картине «За туалетом. Автопортрет» Серебрякова представляет себя в жизнерадостной. Картина кажется легкой, импрессионисткой, сделанной вмиг, и только на выставке по множеству мазков на поверхности видно, какого труда стоило ей передать оттенок дружеской откровенности и романтической отстраненности, словно это иллюстрация к сказке о принцессе.
В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы. Это дети Серебряковой — Евгений, Александр, Екатерина и Татьяна. Картина совмещает в композиции жанровую сцену, групповой портрет и натюрморт.В сложной генеалогии художницы помогает разобраться специальное панно с компьютерной презентацией. Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884−1967), представительница прославленной творческой династии Бенуа — Лансере, художник русского зарубежья, принадлежала к плеяде мирискусников «второй волны». Ее дети и внуки также стали художниками.
Структура выставки, построенной в формате кураторского исследования, включает несколько разделов: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно и др. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном — русском периоде творчества Серебряковой, когда были созданы важнейшие, знаковые произведения мастера. Все наиболее известные работы русского периода собраны на третьем этаже Инженерного корпуса, на втором — произведения, выполненные в эмиграции и путешествиях по Европе и в Северной Африке.«У этой художницы сложилась очень счастливая творческая, семейная, женская жизнь до наступления страшных катаклизмов 1917 года, в результате которых она потеряла своего горячо любимого мужа и то место, которое было для нее самым дорогим местом на свете, где она выросла, познакомилась с мужем, где выросли четверо ее детей, — имение Нескучное», вспоминает Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи.
Самые ранние, почти детские работы Серебряковой позволяют проследить формирование и развитие ее таланта. Молодая художница изображает уютные сцены домашней жизни, учебные классы, сельские мотивы, а также увиденное во время заграничных поездок. В эти же годы появились первые автопортреты, отражающие сложную гамму чувств взрослеющей девушки.Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами: «Жатва» и «Беление холста» (1917). Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносят в простой трудовой процесс оттенок ритуального действа, картина превращается в эпическое повествование.
Серия портретов балерин, исполненных маслом, темперой и акварелью, представляет собой наброски с юных танцовщиц и раскрывает закулисный мир гримерных Мариинского театра.
Открытием для публики станет пейзажный цикл родового имения Нескучное, немного сезанновский и при этом раскрывающий индивидуальный стиль. Она обладала даром передавать в работах умиротворяющую гармонию природы. Эту серию дополняют натурные наблюдения Крыма и Царского Села.
В специальный раздел выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве — первый опыт работы Серебряковой в коллективном монументальном проекте. В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Она готовила композиции, символизирующие страны Востока — Турцию, Индию, Сиам и Японию. Каждую из стран она представила в виде обнаженной девушки с характерными этническими чертами лица и национальными атрибутами. Фигуры в сложных ракурсных поворотах заключены в восьмиугольные рамы.Впервые на выставке московскому зрителю представлены декоративные панно, выполненные для бельгийской виллы барона Ж.-А. де Броуэра. Этот заказ стал первым и единственным в биографии Серебряковой реализованным проектом в оформлении интерьеров. Убранство зала строилось на сочетании горизонтальных и вертикальных панно с аллегорическими фигурами девушек, а также двух десюдепортов с изображением географических карт. Панно, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны, сохранились и в 2007 году были впервые показаны в России.
Выставка раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Более половины жизни, начиная с 1924 года, Серебрякова жила во Франции. В первое время они писала портреты в основном русских эмигрантов и знакомых по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, созданные во французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии.
Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах стали важнейшими в судьбе Серебряковой и открыли ей новые возможности для творчества. В серии марокканских этюдов Серебрякова развивала мастерство быстрого письма, избегая ненужной экзотики и этнографических подробностей. (Один из фрагментов — на фото вверху.)
У билетной кассы посетителя ждут четыре издания, посвященные художнице — от подробнейшего каталога до краткой брошюры с избранными репродукциями.
К выставке подготовлен особый альбом, который включает более 220 произведений живописи и графики, а также документальные фотографии. В издание вошли статьи, каталог, хроника жизни и творчества Серебряковой, а также письма, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи.