Вспомнить культуртрегера

0
1906

Культуртрегером на открытии новой выставки Третьяковской галереи назвали самого известного балетного продюсера царской России. Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» приурочена к 150-летию со дня рождения и стала возможна благодаря приобретениям музея за последние три года. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, Третьяковской галерее удалось приобрести за рубежом уникальную коллекцию из 20 сценических костюмов к балетам первых дягилевских сезонов.

Вспомнить культуртрегера
Портрет Дягилева работы Валентина Серова. 1922 г.
Культуртрегер — ироническое название человека, который, распространяя культуру, просвещение с чрезмерным усердием и прямолинейностью, обычно скрывает под этим свои корыстные интересы. Дягилев, амбициозный провинциал, сын полковника из местечка Селищи Новгородской губернии, искавший славы, дохода и входной билет в элиту, приехал в Санки-Петербург учиться в университете, но быстро понял, что путь ученого или чиновника не для него. В богемных кругах Санкт-Петербурга он увидел, что это эльдорадо для отчаянного предпринимателя. Он открывал таланты и предлагал публике новые формы подачи искусства. Театральный мир столицы империи был довольно устоявшимся, где трудно было пробиться новичку. И Дягилев пошел на абордаж мирового признания. Он стал одним из основателей группы «Мир Искусства» и организатором «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
Вспомнить культуртрегера
Эскиз костюма Михаила Ларионова
Показать на выставке в музее все великолепие этого художественного явления было нелегко. Но Третьяковская галерея справилась, совместив афиши, эскизы костюмов и декораций с видеофильмами о спектаклях. Состав выставки «Дягилев. Генеральная репетиция» — около 330 экспонатов: 13 сценических костюмов, более 110 графических произведений, 10 афиш, около 100 архивных фотографий, около 70 книг из балетной библиотеки Михаила Ларионова, материалы отдела рукописей Третьяковской галереи, архивные и современные видеозаписи балетных постановок Третьяковская галерея открывает, пожалуй, самый ожидаемый проект нового сезона — выставку-премьеру своей коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Павловича Дягилева (1872−1929), величайшего культуртрегера, выдающегося импресарио, человека, сделавшего как никто другой невероятно много для популяризации русского искусства в мире.
Вспомнить культуртрегера
Пувнты Карсавиной, которые, как говорили в труппе, красил сам художник Бакст
В экспозиции представлено 13 из них, а также знаменитые черные пуанты Тамары Карсавиной и сапоги половецкой девушки к балету «Половецкие пляски» — модель обуви, после премьеры тут же ставшая в Париже модным аксессуаром. Эти экспонаты являются основными акцентами выставки и главной ее сенсацией. Костюмы исполнены по эскизам Льва Бакста, Николая Рериха, Александра Головина, Наталии Гончаровой, Анри Матисса и представляют не только художников, но и изготавливавших костюмы мастеров: от безымянных вышивальщиц до звезды пошивочного цеха Варвары Каринской, знаменитой российской и американской художницы по костюмам.
Вспомнить культуртрегера
Костюм по эскизам Николая Рериха
Это уже второй подход музея к теме дягилевских сезонов: в 2009 году Третьяковская галерея организовала крупную выставку «Видение танца», приуроченную к 150-летию «Русского балета Сергея Дягилева». За прошедшее время специалисты музея провели разносторонние исследования фонда Галереи, связанного с темой «Русских балетов…», был накоплен значительный научный материал, а приобретения новых художественных артефактов дают возможность утверждать, что нынешняя выставка — настоящая «генеральная репетиция» будущего именного зала, точнее, исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции.

Вспомнить культуртрегераХудожественный критик, организатор выставок, автор статей и книг, один из создателей объединения и журнала «Мир искусства», гениальный балетный антрепренер, Сергей Дягилев кардинально изменил роль и место балета в культуре и обществе. Знаменитые «Русские балеты…» произвели настоящую революцию в театральной сфере, их танцовщики и хореографы создали балет ХХ века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня.
Выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Однако в ней прослежены ключевые этапы деятельности «Русского балета Сергея Дягилева», эволюция репертуара, поиски и трансформация стиля постановок. Экспозиция соединяет разновременные эпизоды, демонстрируя те спектакли, которые в данный момент Третьяковская галерея имеет возможность «показать» зрителю с наиболее выигрышной стороны.

В 1989 году из Франции Галерея получила уникальное собрание произведений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, переданное по завещанию его второй жены — Александры Ларионовой-Томилиной. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова. Из этой коллекции в экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой и других. Среди редчайших экспонатов на выставке — шрифтовые афиши «Русского балета Сергея Дягилева», театральные программки. Подобного материала из-за его хрупкости и «нехудожественности», утилитарности в России нет, он сохранен только благодаря фанатичной преданности Ларионова-коллекционера теме театра.

Интереснейшая часть проекта — материалы, связанные со знаменитым театральным задником (10×23 метра), выполненным в 1908 году Николаем Рерихом для балета «Половецкие пляски». Следуя приверженности Дягилева к эксперименту, кураторы и дизайнеры выставки вводят в экспозицию игровой элемент, чтобы дать зрителю возможность почувствовать себя в театральном закулисье: в гримерных, декорационных и пошивочных цехах и даже у балетного станка в репетиционном зале с традиционными зеркалами во всю стену.

Выставку сопровождает образовательная программа, а также издание «Дягилев. Генеральная репетиция» — своеобразный путеводитель по выставке, в расположении материала повторяющий структуру экспозиции, где каждый зал посвящен одному или нескольким балетам. Одновременно это своеобразный аналог программки, сопровождающей спектакль, где даны информация о балете и истории его создания, фотографии хореографов, исполнителей, эскизы оформления.

Собрания: Третьяковская галерея и частное собрание (Москва)
Кураторы выставки: Евгения Илюхина, Ирина Шуманова
Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Александра Шейнер

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here