Все устали от субъективизма

0
1111

«Все устали от субъективизма», — сказала на представлении этого издания Елена Саенкова, кандидат искусствоведения и руководитель отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи, имея ввиду то, что десятилетия оценки старинных артефактов основывались на глазок опытных экспертов. Новый том каталога «Древнерусская живопись XII-XΙΙΙ веков», включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери Печерской (Свенской).

От обычного арт-издания или монографий прежних лет книгу отличает то, что исследования древнейших и уникальных памятников были осуществлены в музее сотрудниками с применением современной аппаратуры. Для комплексных технико-технологических исследований домонгольских икон применялись, главным образом, неразрушающие физико-оптические методы — изучение красочного слоя по всей поверхности с помощью микроскопа и микрофотографирование, фотографирование в инфракрасной области спектра, рентгенографирование и др. Каждый этап специальной съемки включал несколько сотен фотографий, что позволило составить более точное представление о состоянии сохранности икон, выделить отдельные этапы поновлений.

Все устали от субъективизмаВсе эти произведения, составляющие наиболее древнюю и ценную часть коллекции, уже были опубликованы в первом томе каталога в 1995 году. Однако было необходимо вновь вернуться к их изучению, используя новейшие методы технико-технологических исследований. Исключительная важность и информативность этих методов в сфере изучения средневековой живописи и живописи старых мастеров подтверждается мировой практикой.

В процессе исследования иконы «Благовещение» в видимом свете было выполнено более 500 снимков, из них макрофотографий — около 400.

Общий вид и крупные фрагменты собирались как панорамы из макрофотографий. Изображения ликов Богородицы и Архангела состоят каждый из 56 фотографий, а итоговый размер такого изображения содержит более 1 гигапикселя точек. Около 750 снимков в инфракрасной области спектра позволили более эффективно анализировать нижележащие слои живописи и подготовительного рисунка. Более 100 фотографий дают возможность визуально анализировать микрообъекты размером более 4 микрометров, недоступных для прямого наблюдения через современный микроскоп.
В ряде случаев под слоями записей удалось увидеть фрагменты первоначальной живописи, а также реконструировать авторский замысел произведения. Одно из самых значительных открытий было сделано во время исследования «Богоматери Владимирской» — на обороте иконы был изображен святитель, вероятно, святой Николай. Изображение Престола с Орудиями страстей появилось значительно позднее, когда образ святителя был утрачен. Исследование материальной стороны памятников позволило реконструировать почти полностью утраченный текст неизвестной ранее молитвы преподобного Феодосия на его свитке на иконе Богоматери Печерской (Свенской).

Проведенные исследования позволили дать развернутое описание всех этапов создания памятника. Перед читателем открывается уникальная возможность узнать, как изготавливалась деревянная основа, как наносился грунт и из чего он состоял и как выглядел подготовительный рисунок, а также — какие пигменты входят в состав красочных слоев.

Такого рода информация имеет не только самостоятельную ценность, но в ряде случаев позволяет дать ответы на вопросы, ранее вызывавшие сомнения у историков искусства, — о хронологии создания различных частей иконы (лицевая и оборотная стороны, средник и поля), о количестве работавших мастеров, о реконструкции первоначальной живописи в местах значительных утрат и т. п.
Полученные в результате таких исследований сведения о художественных приемах древнерусских иконописцев помогли существенно повысить точность суждений и оценок в отношении отдельных произведений и обеспечить более глубокое понимание общих художественных процессов. За исключением мозаик и фресок Михайловского Златоверхого монастыря, опубликованные в каталоге произведения не имеют точных дат, хотя в ряде случаев их создание можно предположительно связывать с конкретными историческими событиями. Такие условные уточняющие датировки сохранены, например, для иконы «Богоматерь Воплощение» («Богоматерь Великая Панагия») — 1224 год, то есть дата окончания строительства первого здания Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, а также для иконы «Богоматерь Печерская (Свенская)» — 1288 год, когда, в соответствии с поздним Сказанием, она была перенесена из Киево-Печерского монастыря в Брянск.

Стилистический анализ особенностей памятников проведен с привлечением всех необходимых византийских и древнерусских аналогий. Такой анализ, дополненный в ряде случаев историческими данными, позволяет выдвигать более или менее обоснованные предположения о времени и месте создания иконы, и, что не менее важно, — включить ее в определенный историко-художественный контекст, обозначить ее положение среди многочисленных тенденций в искусстве византийского круга, характерных для того или иного периода его эволюции.

Составить всестороннее представление о древнейших произведениях русской живописи было невозможно без нового обращения к корпусу исторических и архивных источников, на основе которых строятся гипотезы о происхождении икон и их перемещениях в древности, а также прослеживается их судьба в новейшее время. Это нашло отражение, как в отдельных каталожных описаниях, так и во вступительной статье, посвященной истории формирования древнерусской коллекции Третьяковской галереи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here