Цифровизация оптимизирует благотворительность

0
853

Российское общество постепенно меняет свое отношение к волонтерской
деятельности. Волонтеров становится больше, и эта тенденция начинает
распространяться не только на остросоциальные аспекты, но и на сферу культуры и искусства.

В музеях волонтеры больше не рассматриваются, как бесплатная и зачастую не очень
квалифицированная рабочая сила. Скорее они воспринимаются, как особая категория
музейной аудитории, ее самый лояльный сегмент. Они формируют сообщество
неравнодушных людей, которые благодаря своему энтузиазму становится залогом
устойчивого развития музея. Такой подход играет важную роль в рамках набирающей
популярность «культуры участия», когда человек из пассивного наблюдателя
превращается в связующее звено между музеем и публикой и получает реальную
возможность менять культурную среду вокруг себя.

Зачем волонтеру музей и зачем музею волонтер?

Сегодня работа с волонтерами в той или иной степени ведется почти в каждом музее.
В некоторых даже сложилась полноценная система менеджмента, в рамках которой
штатный координатор занимается привлечением волонтеров и организует работу с ними.
Показательный пример — Государственный исторический музей, в котором
волонтерская программа существует с 2017 года. Внутри программы реализуется
функциональное деление на несколько направлений: организационное, фондовое,
экскурсионное и инклюзивное. При вступлении в программу волонтер выбирает
предпочтительную область деятельности, которая соответствует его
профессиональным, научным или личным интересам. Волонтеры не только
задействованы в работе с разными категориями посетителей, но и активно участвуют в изучении коллекции музея, разрабатывают и водят различные программы, мастер-
классы и экскурсии. Также программа включает в себя профориентирование и позиционируется как «школа профессий» — все участники попадают в кадровый
резерв музея. Таким образом, ведется масштабная взаимополезная работа, в которую
на данный момент вовлечены 120 волонтеров.

«Незадолго до того, как я узнала о существовании волонтерской программы ГИМ, я начала интересоваться музеем, — комментирует Азизова Александра, студентка 2
курса магистратуры истфака МГУ. — Мне было интересно, как он работает и как
согласуется это многообразие, ведь это очень разнообразная по своей структуре
организация. Когда была на презентации программы, меня очень привлек тот факт, что волонтерство в ГИМе ориентировано не просто на то, чтобы волонтеры были
помощниками на мероприятии, а на то, чтобы они стали частью музея, такой же, как
сотрудники. За те два с небольшим года, что я нахожусь в программе, я получила
возможность познакомиться с очень разными сторонами музея.
Ты можешь попробовать себя в чем-то и понять, интересно ли тебе это в дальнейшем, будь то ведение экскурсий, работа в фондах, организация выставок, ведение личных
проектов. Инициативность волонтеров поощряется, и это прекрасно».

Как отмечает другой волнтер, Елизавета Клевенская, 4 курс бакалавриата истфака МГУ, некоторые рассматривают музей, как место своей будущей профессиональной деятельности, поэтому волонтерство для этих ребят — это идеальный старт для карьерного роста.

Среди наиболее ощутимых проблем, с которыми сталкивается сегодня большинство
музейных волонтерских программ — уменьшение уровня мотивации и вовлечения
волонтеров, которые помогают музею более полугода, а также сложность управления
программой при росте количества ее участников. Для решения этих проблем
Исторический музей выступил с инициативой создания первой автоматизированной
системы управления волонтерами, которая способствует решению обеих задач. В этом
году команда музея стала победителем в номинации «Лучший волонтерский проект
музея» в рамках международного фестиваля «Интермузей», и получила от Фонда
Потанина грант в размере 500 тысяч рублей на развитие сервиса.
Номинация вручается с 2015 года и направлена на поддержку проектов по созданию
волонтерских сообществ и вовлечению волонтеров в жизнь музея.
Награждение команды волонтеров Государственного исторического музея состоялось
на форуме «Музейный гид 2019», ежегодном событии Фонда Потанина, которое в этом году прошло с 30 мая по 2 июня в Москве на площадке Центрального выставочного зала «Манеж». В церемонии награждения приняли участие 15 волонтеров музея.

Каким будет сервис для волонтеров ГИМ?
Основная цель проекта — оптимизация управления волонтерской программой и повышение вовлеченности волонтеров. Сервис будет представлять собой онлайн-
приложение, которое позволит сотрудникам музея координировать волонтеров
(например, вести учет участников и количества отработанных часов). Для повышения
мотивации и вовлеченности инструмент будет включать в себя программу лояльности
с элементами геймификации, волонтеры музея смогут отслеживать свои достижения,
«зачекиниться» в музее, подавать заявки на отчетные документы, оставлять обратную
связь своим кураторам, откликаться на задачи. Основное преимущество сервиса — его
универсальность и двусторонняя направленность — приложение призвано
оптимизировать как работу сотрудника музея, так и волонтера.

«Онлайн-сервис рассматривается как эффективный инструмент, который позволит, с
одной стороны, автоматизировать ряд процессов и снять нагрузку с координатора, с
другой, отвечает особенностям целевой аудитории с точки зрения диджитал-подходов.
Поскольку наблюдается потребность в применении подобного сервиса во многих
институциях, данный проект будет полезен для всех учреждений, работающих с
добровольцами», — отмечает Дарья Сухорукова, руководитель волонтёрской
программы Государственного исторического музея.

Запуск сервиса запланирован на конец сентября 2020 года, сейчас команда находится
в процессе разработки технической составляющей и рассматривает возможность
интеграции сервиса в корпоративный портал музея.

Активная работа сейчас ведется в двух направлениях. Во-первых, проводятся встречи с потенциальными подрядчиками по разработке сервиса. Важно, чтобы партнеры музея понимали задачи проекта и ценности программы и могли бы грамотно их реализовать. Во-вторых, прорабатывается содержание блоков сервиса с рабочей
группой, состоящей из волонтеров и сотрудников музея.

Благодаря внедрению проекта ожидается рост количества участников программы на 40%, а также увеличение процента по удержанию волонтеров на 30%. Прозрачная
система лояльности и внедрение методов геймификации повлияют на уровень
вовлечения и мотивации добровольцев. Более того, разработка универсального и удобного инструмента управления в дальнейшем сделает взаимодействие музея и волонтера более оперативным, многопрофильным, перераспределив ряд функций от координатора к сервису.

«Поскольку я сама свой карьерный путь когда-то начинала как волонтер, я понимаю,
насколько важную роль они играют в каждом музее и вообще во всей культурной
сфере. Мне кажется, это одно из важнейших направлений добровольческого движения. — отмечает Дарья Сухорукова. — Что касается digital-сервисов, считаю, что их внедрение только улучшит нашу работу, позволит автоматизировать процессы и
привлечет еще больше молодежи. В дальнейшем мы безусловно планируем углублять
какие-то блоки сервиса, который сейчас разрабатываем. На данный момент
благодарим Фонд Потанина за возможность пилота — первичного проекта, который
решит множество проблем, с которыми сталкиваются музеи при организации
деятельности волонтеров. Надеемся, что в будущем мы сможем улучшить и
расширить какие-то функции сервиса и адаптировать их под совершенно любые
организации и учреждения».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here