Ударная пятилетка ИРРИ

Ударная пятилетка ИРРИ

1 403

AXIART.INFO / Зачем крупнейший и самый значительный частный музей в России Институт русского реалистического искусства сделал реконструкцию? Заведение и до этого не было замечено в обветшании или халатном отношении к коллекции. Но обновленный ИРРИ стал образцовым культурным объектом 21 века – появилась четкая навигация, вмонтированные мониторы и интерактивные панели. ИРРИ также запускает  первый путеводитель по коллекции и новое мобильное приложение. Стены окрашены в благородные цвета, подчеркивающие красоту картин. И сами картины были вывешены по-новому. В фонде более 6000 единиц. Основатель ИРРИ Алексей Ананьин не может сказать, какие из них являются любимыми. Как дети, все картины дороги ему. В новой экспозиции команда руководствовалась не личными оценками и пристрастиями, а структурировала коллекцию по периодам и объединениям художников, что превращает поход в музей в курс истории русского искусства.

Проход по залам не только приносит дополнительное эстетическое удовольствие. Разные оттенки стен настраивают посетителя на восприятие информации о разных периодах русского искусства
Проход по залам не только приносит дополнительное эстетическое удовольствие. Разные оттенки стен также настраивают посетителя на восприятие разноплановой информации о  периодах русского искусства

Обновление было задумано Алексеем Ананьевым для того, чтобы отметить юбилей — пять лет с момента открытия. Для любого частного музей первые годы — испытание на прочность идеи и организации. Тест, насколько хватит запала самого основателя и сплоченности команды, и, в конце концов, насколько музей заинтересует аудиторию. Некоторые частные музеи в России так и остались на уровне помпезных, но небольших нишевых галерей. ИРРИ в год принимает более 15 тысяч посетителей и их количество растет, поскольку музей становится все более известным. Фактически в списке ценных культурных объектов, посвященных живописи, ИРРИ занял почетное место через запятую после Третьяковки и Пушкинского музея. Недаром на церемонию открытия после реконструкции приезжал Владимир Мединский. Министр культуры РФ не поленился, походил по этажам, и отбывая заметил, можно только порадоваться такой частной инициативе.

Руководство музея объясняет ремонт такими причинами как значительное расширение коллекции. Появление в собрании новых шедевров и рост аудитории подвели музей к необходимости реорганизации выставочных залов и общественного пространства. Из других нововведений — запуск образовательной программы и первого путеводителя по коллекции, полная смена имиджа.

«За пять лет существования музея коллекция существенно пополнилась, поэтому реэкспозиция стала не только способом отметить это событие, но и необходимой мерой для расширения площади под новые работы. Многие из них теперь займут важное место в экспозиции, в том числе картины таких знаковых художников, как Константин Коровин, Александр Куприн, Владимир Лебедев, Юрий Пименов, Виктор Попков, Гелий Коржев, Виктор Иванов.  Мы хотим показать коллекцию в максимально комфортном музейном пространстве, надеемся, у нас это получилось, — комментирует решение о переэкспозиции основатель ИРРИ Алексей Ананьев. — Мы также стремимся к результативному диалогу со зрителями. Для многих знакомство с национальным искусством XX века только начинается, и мы настроены помочь аудитории получить как можно больше информации о художниках, стилях, объединениях, исторических событиях, которые повлияли на культурный ландшафт. Для нас важно быть современным музеем классического искусства».

Вместе с экспозицией в музее обновится навигация и порядок осмотра коллекции: работы теперь будут располагаться в хронологическом порядке, начиная с первого этажа. Первый этаж займут работы первой половины XX века. Здесь будут выставлены произведения знаменитых мастеров из Союза русских художников, Ассоциации художников революционной России, Общества художников-станковистов и объединения «4 искусства». В продолжение осмотра на втором этаже посетители познакомятся с искусством второй половины XX века, в том числе художниками-шестидесятниками, представителями сурового стиля. На третьем этаже будут экспонироваться работы советских гиперреалистов и художников, представляющих региональные школы живописи 1970-2000 годов.

«Наша задача — не только показать художников XX – XXI веков, но и познакомить аудиторию с историей этого периода. Поэтому мы решили уделить больше внимания тому, как коллекция будет существовать в пространстве – дополнить экспозицию разъясняющей информацией, путеводителями и инфографикой. Посетителям будет удобней воспринимать коллекцию в рамках культурного и исторического контекста, они смогут не только быстро сориентироваться в материале, но и узнать любопытные подробности, благодаря работе наших искусствоведов», — рассказывает арт-директор ИРРИ Надежда Степанова.

Параллельно с презентацией новой экспозиции Институт русского реалистического искусства открывает выставку «Рассказы», посвящённую истории шедевров Александра Дейнеки, Игоря Грабаря, Аркадия Пластова, Юрия Пименова, Виктора Попкова, Гелия Коржева и других наиболее известных мастеров реалистической живописи. В одном выставочном зале будут собраны произведения, о которых посетители ИРРИ знали только из рассказов экскурсоводов и каталогов. Так в Москве впервые за многие годы будет представлена хрестоматийная работа Петра Оссовского «Три поколения» (1960), хранящаяся в Пермской государственной художественной картинной галерее. Именно в связи с ней впервые был озвучен термин «суровый стиль», охарактеризовавший творчество художников-шестидесятников.  В состав выставки войдёт картина «Купальщица» (1951, Государственная Третьяковская галерея) Александра Дейнеки, долгое время находившаяся на реставрации и не экспонировавшаяся. Графический эскиз к ней «Спортсменка, завязывающая ленту» (1950-е) уже стала визитной карточкой ИРРИ. Зрителям также станут доступны уникальные видеоматериалы, снятые в мастерских Игоря Грабаря, Сергея Герасимова, Исаака Бродского, Гелия Коржева и Андрея Волкова.

Модернизацию выставочного пространства и работу над интерьером новой выставки взяло на себя бюро PROJECT ELEVEN, создавшее в своё время выставки ИРРИ «Советский спорт», «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», «BENWENUTI – WELCOME – Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина» и другие.

«Перед нами стояла задача реорганизовать выставочные залы ИРРИ таким образом, чтобы ничто не отвлекало внимания от произведений искусства, но вместе с тем новое пространство должно было стать узнаваемым, самодостаточным. Требования времени и аудитории музея естественным образом предполагают изменения и в общественных зонах ИРРИ. В обновлённом музее появятся лекторий, кафе, функциональная входная группа, будет существенным образом модернизирован магазин» — рассказывают архитекторы Игорь Чиркин и Павел Пришин.

Освещение экспозиции также будет полностью изменено. Теперь картины в залах будут представлены в инновационном светодиодном освещении с использованием светильников StyliD PerfectBeam, которое Институт подготовил совместно с компанией Philips Lighting. ИРРИ станет первым московским музеем, оснащённым этими светильниками, разработанными музейными специалистами Rijksmuseum (Амстердам) совместно с профессионалами Philips Lighting.

Институт русского реалистического искусства представит результаты ребрендинга. Вот, что говорит о новом имидже его автор художник Андрей Шелютто: «Формализованный образ внефронтальной коммуникации, основы и обратной стороны картины, приспособлений, позволяющих подтянуть холст-реальность и реактуализировать творение художника — лежит в основе обновлённого графического тотального стиля ИРРИ. Подрамник, неотъемлемо содержащий в своей конструкции крест и сам являющийся неотъемлемой частью технологии именно реалистической живописи образует основную графему нового логотипа, становится конструктивной и образной основой навигационных конструкций, каталожных сеток, сувениров и рекламных протуберанцев. Сакральная среда скрытого за картиной символизирует реконструкцию смыслов, духовных обязательств художника, новых задач, которые ставит перед собой и миссионерски выполняет Институт русского реалистического искусства».

Изменениям подвергнутся не только музейная навигация, но и логотип, визуальное оформление сайта и сувенирной линейки ИРРИ.

Открывается также новый сезон образовательных мастер-классов, впервые будет состоять из параллельных программ для разных возрастов.

Самыми первыми зрителями, ещё до официального открытия обновлённого ИРРИ, станут малыши в возрасте от года до трёх. 19 ноября совместно с Посольством Финляндии в Москве Институт провели музыкально-художественный мастер-класс для самых маленьких «MUSARTTI» под руководством преподавателей из Финляндии. Отчётный ролик с мастер-класса «MUSARTTI», прошедшего в ИРРИ в марте, можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=AQz8B1SjlpM

24-25 ноября музей совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова и Римским университетом La Sapienca провели российско-итальянскую конференцию «Россия – Италия: «реализмы» в искусстве и культуре XX века» при поддержке Итальянского Института Культуры в Москве и с участием учёных из ведущих университетов, исследовательских институтов и музеев России и Италии: МГУ имени М.В. Ломоносова, Римского университета La Sapienca Тосканского университета в Витербо, Неаполитанского университета L`Orientale, МГХПА имени С.Г. Строганова, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного института искусствознания, НИИ теории и истории изобразительных искусств при РАХ, НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН, Института русского реалистического искусства.

1 комментарий

Прокомментировать